Герой романа Едигей Жангельдин или как его еще называли Буранный Едигей непоколебимо верит в неистребимую справедливость на земле и бескомпромиссно борется за непреходящие человеческие ценности. Этот образ простого труженика является ключом в духовный мир человека, устремленного к совестливости, доброте, ответственности перед будущим. В половине XX века Эрнест Хэмингуэй, вопрошая «По ком звонит колокол?», сам же отвечал: «Он звонит по мне, по тебе, по всем нам». Все коснется всех нас. За все на земле есть и должен быть спрос — говорит друг Едигея Казангап, старожил и хранитель древних преданий. Это такая порода людей, духовно прочных и надежных, умеющих думать об общем как о своем. Трудолюбы, сродненные с миром природы, ради правды готовые идти на смерть. Заставляет задумываться над тем, как сходят на нет национальные устои, родная речь: Манкурт Жоламан, не помнящий родства своего, бестрепетно убивает родную мать. Имея детей, чурающихся отца, умирает в одиночестве Казангап. Почему? «Да потому что люди перестали верить в единого Создателя, перестали произносить молитвы», — размышляет Едигей. Что будет дальше? Апокалипсис? И через Найман-Ану, пытающуюся пробудить разум сына, уничтоженный жуаньжуанами, автор романа как бы сам взывает к человечеству, стуча в глухую дверь: «Проснитесь, люди! Восстанавливайте память, сбросьте с головы „шири“ — это страшное оружие разума! Научитесь жить в мире, иначе погибнет жизнь, ибо грядет вселенская катастрофа!» А ночами над спящим миром летает птица Доненбай, похожая на белый платок Найман-Аны, убиенной сыном. Ее возглас упрямо-тревожен: «Вспомни, чей ты, как твое имя?» Но можно добавить и такой вопрос: «Кто ты? Что несешь в себе — добро или зло?»